Школьное научное общество

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении.
Необходимость создания ШНО (школьное научное общество) продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в школе. Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности.
Целесообразность обращения к организации НОУ обусловлена решением противоречий между:
необходимостью дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и отсутствием условий индивидуальной работы с каждым способным учеником;
уровнем заданий предметных Олимпиад и недостаточными ЗУН школьников за пределами учебных программ;
стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею;
необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся имеет ряд особенностей:
Субъектами научно-исследовательской работы являются учащиеся и педагоги. Администрация школы организует учителей на постоянный поиск инноваций и преобразований воспитательно-образовательного процесса, привлекает к изучению учебных проблем учащихся, объединяя их в ШНО.
Исследования носят прикладной характер и направлены на разработку и освоение программ совершенствование процесса обучения, воспитание и развитие учащихся, повышение его результативности в конкретном образовательном учреждении.
В исследованиях интеллектуального развития личности, содержащихся в работах Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ананьева и др. выделяются различные аспекты данного психического явления, но неизменно отличается ведущая роль развития мышления в становлении структуры интеллекта и познавательных механизмов, что во многом определяет направленность организации всего воспитательно-образовательного процесса.
Задачи развития привычки к умственному труду связаны с научно-исследовательской работой учащихся. Теоретики обучения и воспитания указывают на необходимость стимулирования ученика к умственным усилиям. Для умственного развития вредно, если знания усваиваются только как сумма фактов, а не как сведения, переработанные собственные мысли учащегося. Такая постановка вопроса предполагает рассмотрение проблемы развития личности в тесной связи с задачами формирования эмоциональной сферы, интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств, культуры умственного труда.
Цели:
Выявление и выращивание интеллектуальных ресурсов общеобразовательного учреждения — учащихся, имеющих развитые креативные способности.
Достижение максимального уровня развития способностей ребёнка.
Задачи:
— расширять кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;
— выявлять наиболее способных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;
— активно включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;
— совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудиции учащихся в интересующих их областях науки;
— организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
В основу деятельности ШНО положены следующие концептуальные позиции:
Научной основой ранней дифференциации детей по интересам служит учение о способностях (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков и др).
Способности — это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врождённых задатков человека и определяет его возможности в успешном освоении тех или иных деятельности.
Одарённость — высокий уровень развития интеллекта, качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающей успешное выполнение деятельности.
Талант — сочетание способностей, дающее самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
Развитие человека есть развитие его способностей (С.Л. Рубинштейн).
Наследуются не способности, а возможности их развития — задатки (Л.С. Выготский).
Способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности (А.Н. Леонтьев).
Основное разделение по способностям — это разделение людей на художественный (правополушарный, первосигнальный), мыслительный (левополушарный, второсигнальный) и средний (без преобладания одного или другого) типа (И.П. Павлов).
Научная деятельность включает в себя организационные, трудовые и творческие процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения ученических научно-исследовательских работ, апробацию и реализацию результатов выполнения ученических научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя. Учащиеся на занятиях получают соответствующие задания для разработки научно-исследовательского проекта, могут создаваться экспериментальные группы, в том числе и междисциплинарные (например: биология-химия-экология и т.д.)
Учащиеся, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности школьников.
Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.

Итоговой инстанцией является научно-практическая конференция.
Она созывается раз в год для обсуждения хода и итогов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы. На конференцию могут быть представлены творческие работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами школьных секций индивидуально или в группе в форме доклада или отчета об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, видеофрагментами, рисунками, чертежами, схемами.

Положение о школьном научном обществе учащихся в МБОУ «Школа № 11 с углубленным изучением отдельных учебных предметов»

Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку». 1-4 классы. Программа. 2017

Школьная научно-практическая конференция «Первые шаги в науку». 5-11 классы. Программа. 2017

Участие во внешкольных мероприятиях научно-исследовательского характера:
городские Павловские чтения
научно-практические конференции «Ступени» и «Ступеньки»
межрегиональная научно-практическая конференция учащихся и студентов «Профессионализм – основа успешной карьеры»
межрегиональный конкурс-фестиваль детского литературно-художественного творчества «Начало»
городской фестиваль «Школьный музей»
конкурс «Историческая остановка».

Учащиеся школы являются постоянными участниками молодежных диалогов при «Музее истории молодежного движения», «Школы юных экскурсоводов», клуба «Наследники» при Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Горького.